Театры и молодежь

Вся правда о казахском танце: история, традиции и секрет «Каражорга»

Казахский танец традиционно — импровизация и подражание. Знаменитое движение плечами, часто исполняемое в танце «Каражорга», — это имитация гарцующего рысака. Также есть танец медведя с характерной походкой или танец глухаря с «распусканием крыльев». О самобытности танцевальной культуры и преемственности поколений рассказала известный балетмейстер

Откуда пошел казахский танец? Что отличает его от танца других народов Средней Азии? Что такое «Каражорга» на самом деле? Интересными фактами и историями из своей жизни с читателями поделилась балетмейстер-постановщик театра «Астана Балет» Айгуль Тати.

Sputnik / Абзал КалиевАйгуль Тати — одна из ведущих постановщиков казахских танцев в республике

Айгуль Тати — одна из ведущих постановщиков казахских танцев, заслуженный деятель Казахстана, была победительницей самого первого республиканского конкурса казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Много лет танцевала в ансамблях «Казахконцерт», «Алтынай», «Сазген». Преподавала в главных танцевальных «кузницах кадров» — Алматинском хореографическом училище имени Селезнева и Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Написала пособие по преподаванию казахского танца.

Казахский танец был импровизацией и подражанием

— Изначально у казахов были ритуально-обрядовые танцы. Но на самом деле, я считаю, что нет народности, которая бы не танцевала. Слыша мелодию, любой человек окрылялся и начинал танцевать. У казахов не было специальной школы танцев – как мы говорим, французская, индийская. Но в то же время была свобода творить и проявлять свои внутренние качества через танец.

Прежде всего был танец-подражание.

Многие историки объясняли просто, что после вкусного бешбармака люди веселились, пели песни и, конечно, танцевали. Но никто не учил их, не руководил. В основном это была импровизация. Так, у казахов было сильнее всего развито устное народное творчество, и они могли экспромтом воспеть природу, красоту женщины, какие-то события.

Также и в танце – заиграл домбрист, и человек вдохновлялся, слышал что-то в его музыке и шел танцевать.

Поскольку все было устным, фольклорным, осталось мало записей – все передавалось в народе, многие элементы могли быть впоследствии утрачены.

Но есть описание знаменитой Кояндинской ярмарки середины XIX века. У казахов были популярны артисты наподобие русских скоморохов. Они проявляли свое искусство тоже через танец и трюки. Например, запрыгивали на стол, уставленный пиалами, и исполняли энергичный танец зайца, стараясь в пляске не задеть ни одной. Или же в ряд усаживались восемь верблюдов и такой артист перепрыгивал их – тоже в танце.

Sputnik / Абзал КалиевАйгуль Тати — заслуженный деятель Казахстана, победительница первого республиканского конкурса казахского танца имени Шары Жиенкуловой

Откуда взялся танец «Каражорга»

— «Каражорга» – один из танцев-подражаний, сохранившихся до наших дней. Сейчас считается, что его танцуют оралманы из Китая, все знают характерное движение плечами. На самом деле это танец гарцующего рысака. Казахи – кочевой народ, большое значение придавали скоту, обожествляли животных, особое внимание уделялось лошадям. Лошадь воспевали в поэзии, в музыке, и, конечно, в танце. Это очень красивое, грациозное животное. «Каражорга» – имитация походки рысака. Изначально это был мужской танец, но сейчас его танцуют все.

Sputnik / Абзал КалиевАйгуль Тати много лет танцевала в ансамблях «Казахконцерт», «Алтынай», «Сазген»

Расскажу вам историю из своей юности. На весенние праздники мы с ансамблем часто выезжали на гастроли, в том числе на отдаленные пастбища, жайлау. Сцены не было, стелили брезент на землю, позади садился небольшой оркестр областной филармонии, а мы с напарницей исполняли народные танцы.

И вот картина: оркестр играет, мы танцуем, вокруг бегают дети, бабушки сидят, молодежь на лошадях смотрит концерт. И вдруг на лошади выезжает старик с длинной бородой. Он только что спустился с гор, скидывает свой старый тяжелый чапан и выходит на нашу сцену. Он услышал кюй, и его что-то захлестнуло, он стал танцевать с нами. Как раз очень похожие на «Каражорга» движения плечами, наклоны. Его никто не учил, все шло из сердца, я так думаю.

Sputnik / Абзал КалиевАйгуль Тати преподавала в главных танцевальных «кузницах кадров» Казахстана

И таких танцев в народе осталось очень много. Например, подражающий танец медведя с характерной походкой – аю биі, или танец глухаря – құр биі, который по весне в брачном танце распускает крылья. Был очень популярным танец «Заяц и беркут». Один из танцующих – беркут, запущенный охотником, а заяц его «боится», мечется, пытается скрыться. Все это человек примечал и использовал в своем танце.

Магия и силы природы в женском танце

— Профессиональный казахский танец начал формироваться с появлением в Казахстане театров. Интересно, что большой толчок произошел в годы войны, когда в Казахстан были эвакуированы выдающиеся артисты из России. Мы знали свои танцы, а для них это было в новинку, им было интересно, и танцу стали уделять больше внимания.

Огромный вклад внесла Шара Жиенкулова. Она много ездила по республике, чтобы изучить быт и традиции, найти элементы исконного казахского танца. Благодаря этой работе появились танцы «Таттимбет», «Айжан кыз», «Каражорга», «Кырык кыз».

Все те основы, которые мы имеем на сегодняшний день, были заложены ею. Если говорить о женском танце – то это в основном ходы и движения рук. Сейчас мы только дополняем и развиваем их.

Женские ходы – кокетливы, ход с носка, ход с каблука. Основное движение рук – айналма, повороты кистей. Стихии — язычки пламени, бьющий из-под земли родник.

— Казахский танец можно узнать по пластике рук, по посадке, по той манере учтивости, как девушка ходит. Но сейчас рамки расширяются, и молодые артисты в современной хореографии импровизируют, добавляют новые элементы пластики. Особенно это касается балета. Например, казахская девушка «не должна» падать или делать какие-то перевороты. Но в балете все это можно обыграть.

Изначально же девушка сидела в юрте, сложив ножки под себя или вбок – это тоже взято из народа, используется в танце.

Я думаю, что нельзя запрещать эксперименты, но нужно и сохранять колорит. Если речь идет о национальном фольклорном танце – есть строгий канон, нужно выдерживать и костюм, и стиль, и музыку.

У балетмейстера другая задача – совместить хореографию с народными элементами, привести что-то новое. Если я сочиняю сценический танец на современную казахскую музыку, нужно создать правильный костюм, который не мешал бы двигаться и в то же время помогал создать нужный национальный колорит.

Казахский костюм – это паспорт человека

— Два волана – это отличительная черта женского костюма. В театре все завит от вкуса человека, как это будет смотреться на сцене. Нужен профессиональный подход.

В создании образа для артистов балета играет большую роль головной убор. Это не только статус, это еще и «паспорт» человека в казахской культуре.

Сами традиции очень интересны. Маленьким девочкам надевали тюбетеечку с пером филина в виде оберега. В 13-14 лет девушке готовили приданое к свадьбе – саукеле, статус невесты. Она может носить саукеле и после свадьбы – еще год, до рождения первенца. Затем с рождением ребенка надевает кимешек. Этот атрибут зрелой женщины имел свое важное практическое значение – это три метра ткани. Ее использовали, чтобы помогать в кочевье раненым, рожающим женщинам, чтобы завернуть ребенка.

Sputnik / Абзал Калиев«Нельзя запрещать эксперименты, но нужно и сохранять колорит», — отмечает Айгуль Тати, рассказывая о казахском танце

Танцуют все – и стар, и млад

— Конечно, танцевали. Я даже помню, как наряжались на праздники во все национальное мои бабушка с дедушкой. И танцевали.

Что касается постановок, на недавнем заседании Ассамблеи народа Казахстана наш театр ставил номер «Асатаяк». Его создал выдающийся казахстанский балетмейстер Заурбек Райбаев. Музыка Нургисы Тлендиева.

В нем танцуют «зрелые женщины» в кимешеках, в руках у них асатаяк. Это казахский шумовой инструмент. Он похож на деревянный жезл. В верхней части головка со звенящими подвесками. Потрясающие костюмы, образы создал наш выдающийся театральный деятель Муслим Жумагалиев.

Номер не новый, но мы им очень дорожим – очень оригинальный, любимый зрителями. В том числе и за образ казахской женщины.

Источник

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть