Театры и молодежь

Смотреть на себя – не самое большое удовольствие: интервью с Сергеем Гармашем

Российский театр «Современник» привез в столицу Казахстана «Горе от ума» и «Вишневый сад». Актер Сергей Гармаш перед спектаклями дал эксклюзивное интервью в рамках мультимедийного проекта агентства «Театры и молодежь»

От обаятельного майора милиции Юрия Короткова из сериала «Каменская» до обманутого любовника Глеба в «Люби их всех»… Свыше ста ролей в кино, десятки — в театре. Он посвятил искусству всю жизнь и продолжает мастерски помещать себя по Станиславскому в предлагаемые обстоятельства.

Сегодня его имя на афише – неизменный залог зрительского интереса, говорят в «Современнике». А ведь когда-то в детстве он мечтал стать моряком.

Sputnik / Владислав ВодневСергей Гармаш

Можно до бесконечности перечислять его фильмографию или цитировать восторженные отзывы поклонников о «глыбе российского искусства с бесенятами в глазах», говорить о премии «Ника», «Золотой орел», «Театрал» и множестве других, а лучше просто:

Как только народный артист России вошел в редакцию , женская половина коллектива, бросив работу, перешептываясь и смущенно улыбаясь, произносила робкое «Здравствуйте». Сильный голос Сергея Гармаша заполнил всю комнату.

Перед началом беседы он отрезал: «Не задавайте вопросы, на которые знаете ответ».

В столицу Гармаш приехал с родным «Современником», в котором служит почти 35 лет. Казахстанскому зрителю российский театр представит два шедевра – пьесу Антона Чехова «Вишневый сад» и свое видение «Горе от ума» Александра Грибоедова.

— Казахстанский зритель знаком с классикой русской драматургии. Вопрос ваш я понимаю так. Вы спрашиваете, до какой степени это Грибоедов и до какой степени это Чехов. Абсолютно. Вы знаете, на самом деле у нас «Вишневый сад» – классическая постановка. Это постановка Галины Борисовны (Волчек), и она соответствует тому, что исповедует театр «Современник» — русский психологический театр.

Сергей Гармаш перед спектаклями дал эксклюзивное интервью «Горе от ума» поставил Римас Туминас. «Горе от ума» для меня — в моей жизни — единственный случай, когда я спокойно отреагировал на купирование классики. Я когда-то говорил в интервью, что «вот попробуйте только почиркайте, порежьте Достоевского или Чехова, я не буду в этом участвовать никогда». 

Sputnik / Руслан КривобокСергей Гармаш и Иван Стебунов во время предпремьерного показа комедии А.Грибоедова «Горе от ума» в театре «Современник»

И вот в моей жизни произошел случай, когда Римас Туминас поставил «Горе от ума», где я играю Фамусова. Он сделал в спектакле купюры. Но купюры до такой степени художественно убедительны, что я свои слова в данном частном случае, связанном с «Горе от ума», взял обратно.

«Горе от ума» – более стилизованный спектакль. «Вишневый сад», думаю, такой классический вариант. Неожиданного прочтения – в плохом смысле – Чехова или Грибоедова мы не привозим, нет.

— Вы знаете, на самом деле мы здесь были со спектаклями «Враги» и «С наступающим». Но, если мне память не изменяет, это был 2012 год. Нас восприняли хорошо. Для меня не было отличия от того, скажем, играем мы в Новосибирске или Екатеринбурге, или Санкт-Петербурге, или здесь. Замечательный и очень отзывчивый, приятный зритель. 

Sputnik / Сергей ПятаковАктеры Сергей Гармаш (слева) и Игорь Скляр во время прогона спектакля «С наступающим» на сцене театра «Современник»

— В середине этого сезона, то есть приблизительно зимой, в феврале, наш относительно молодой актер, который работает лет 12 в театре, Шамиль Хаматов, организовал по собственной инициативе и инициативе некоторых друзей проект под названием «Поиск». Этот проект проходил у нас в основном на территории нашей «Другой сцены». «Другая сцена», она так и называется, это наша малая сцена. Там проходили читки пьес молодых начинающих авторов. Читали по одиночке, читали вместе, приходили молодые режиссеры, вплоть до студентов.

На все это приглашались зрители по интернет-подписке, без билетов. Читали просто литературу, современных авторов – Иванова, Водолазкина, Гузель Яхину. Во время этого проекта, который еще продолжается, театр посетило огромное количество молодежи. Вот вам, пожалуйста, наш контакт и наша коммуникация с молодежью. Она существует все время в театре тем или иным образом.

— Я даже теряюсь, что сказать. Я работаю в кино и в театре с того момента, как получил диплом. Это вся моя жизнь. Это для меня неразделимо. Понимаете, театр и кино – два очень разных вида искусства. И возможность заниматься обоими, это, безусловно, радость, понимаете. Тут существует несколько общих моментов, как текст, костюм, грим. Все остальное: производственный момент, творческий момент — безумно отличаются. У меня есть возможность заниматься и тем, и другим. Важно это или не важно? Я даже не знаю, как отвечать на этот вопрос. Это данность. Смотрите, в дипломе у меня написано: «артист театра и кино». Слава богу, так в моей жизни и случилось. Вот и все.

Sputnik / Екатерина ЧесноковаСергей Гармаш на XXXII церемонии вручения кинематографической премии «Ника»

— Я в последний раз был в театре в июне на дипломных спектаклях в ГИТИСе.

— Нет.

— Потому что нет такой нужды. Мне неинтересно. Вы знаете, смотреть на себя – это не самое большое удовольствие. Потому что, глядя на себя, так или иначе, особенно в кино, ты видишь ошибки, которые исправить нельзя. А еще с какой точки зрения? Любоваться собой? Мне это никогда не доставляло удовольствия.

— Слушайте, я отношусь к своему герою хорошо, потому что все-таки, работая столько лет в театре и в кино, я исповедую… но исповедую, может быть, слишком громкое слово, все-таки систему Станиславского. Основные постулаты – «я в предлагаемых обстоятельствах» и «актер всегда адвокат своей роли». Поэтому про какую бы роль вы ни спросили, я всегда буду на стороне персонажа. Вопрос, как я лично как человек отношусь к этому персонажу, уже другой.

Что касается картины, я был очень увлечен этим сценарием. Мне не все нравится в окончательном варианте фильма. Написала и сделала дебютант Мария Агранович. Это достаточно хороший дебют. Могу только сказать, что мне было очень интересно с ней работать. Я бы даже, если случится еще, с удовольствием повторил. 

Что касается того, как воспримет аудитория эту картину – не знаю. Как говорится, вскрытие покажет. Посмотрим.

— Вот, вы уже ответили. На этом и закончим. Так и происходит. На самом деле, это не происходит так часто, как вы говорите. Я с удовольствием занимаюсь озвучкой мультфильмов, когда эти предложения есть. Но их не так много.

— У меня здесь, в Чимкенте (Шымкент), живет друг, с которым мы вместе служили. Несколько лет назад мы встретились с ним в России, общались. Я бы с удовольствием, конечно, пригласил его, но у него нет возможности так далеко приехать сюда. 

Sputnik / Владислав ВодневВ Нур-Султан Сергей Гармаш приехал с родным «Современником», которому служит почти 35 лет. Казахстанскому зрителю российский театр представит два шедевра – пьесу Антона Чехова «Вишневый сад» и свое видение «Горе от ума» Александра Грибоедова.

У меня было еще несколько друзей, с которыми я служил в армии. Была целая рота из Казахстана во время моей службы. К сожалению, эти связи утеряны. А так, в общем-то, я очень дружен с женой нашего великого артиста Талгата Нигматулина – Венерой Нигматулиной. Я несколько раз ездил к ней на фестиваль в Алматы.

Гастроли театра «Современник» в Нур-Султан организованы при поддержке министерства культуры и спорта Казахстана, а репертуар для астанчан подбирал посол Казахстана в РФ Имангали Тасмагамбетов.

Другие материалы в рамках мультимедийного проекта «Театры и молодежь» читайте по этой ссылке.

Источник

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть