Сакральный Казахстан

Степные легенды: семь трагичных историй о великой любви

Проходят столетия, и в потоке истории забываются детали, краски и лица. Но по бескрайним степям казахской земли развеваются сказы о трагических судьбах и самоотверженной любви.

В камнях и в водах, в воздухе и наскальных рисунках застыли легенды воинственного степного народа. расскажет читателю о легендарных историях влюбленных, их бездонных чувствах и о тех местах, что согласно преданиям стали последним пристанищем любящих сердец.

Мавзолей Козы Корпеш  Баян Сулу (V-VII век, Восточно-Казахстанская область, Аягузский район)

История любви Козы Корпеш и Баян Сулу навечно застыла в камнях гробницы. Величественный мазар высотой 11,65 метров воздвиг дядя Козы Корпеш — Тайлак би. По степи еще разносятся напевы трагической легенды, в которой до сих пор слышны клятвы Сарыбая и Карабая поженить еще не рожденных Козы и Баян. После смерти Сарыбая на охоте, Карабай, забыв обещания, решает отдать свою дочь местному борцу Кодару. Ревнивый палуан убивает возлюбленного будущей супруги. Опечаленная Баян мстит за Козы и оставляет умирать Кодара в колодце. А после вонзает острый клинок себе в сердце на могиле любимого.

Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей Козы Корпеш-Баян Сулу, (Восточно-Казахстанская область)

Скала Жумбактас (озеро Бурабай, Акмолинская область)

Сотни влюбленных со всех уголков страны держат свой путь в Кокшетау, чтобы своими глазами увидеть великолепие загадочного камня «Жумбактас». На каменной скале с одной стороны можно заметить девушку с развевающимися на ветру волосами, с другой — лодку. По легенде дочь богатого бая сбежала с возлюбленным, бедным акыном, от своего отца. Но спрятаться молодым не удалось. Сыновья бая своими стрелами убили безродного джигита. Опечаленная горем девушка молит бога превратить ее в камень. С тех пор она навечно соединилась с природой в тихой глади озера Бурабай в виде каменного изваяния.

Sputnik / Анатолий УстиненкоСкала «Жумбактас», озеро Боровое (Акмолинская область). Историческое название — Аулиеколь, что в переводе означает «Священное озеро»

Мавзолей Енлик-Кебек (XVIII век, Восточно-Казахстанская область, Абайский район)

Две надгробные плиты с надписями «Енлик − Кебек» молчаливо хранят в себе память о жестокости, бессмысленной семейной вражде и трагической любви. Как шекспировские Ромео и Джульетта, так и батыр Кебек и красавица Енлик стали жертвой междоусобиц двух родов. Плодом их всеобъемлющей любви стал сын, но счастье сердец длилось недолго. Степной авторитет Кенгирбай би решает казнить пару. Енлик и Кебек умерли жестокой смертью: их привязали к хвосту лошади, а обезображенные трупы бросили в могилу. Их сына, которому было всего 4 месяца, оставили на произвол судьбы.

Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей Енлик-Кебек, (Восточно-Казахстанская область)

«Шайтанколь» («Чертово озеро», Карагандинская область, город Каркаралинск)

История озера глубиной 1200 метров с устрашающим названием наполнена мраком. Легенды степи гласят, что именовать его «Шайтанколь» стали после того, как таинственные воды погубили три молодые жизни. В далекие времена дочь богача Сулушаш полюбила Алтая, сына бедняка и служанки. Не получив благословения строптивого отца, влюбленные вместе с общим другом Кайсаром бежали из родного дома. Свои дни молодые проводили возле Каркаралинска, охотясь на животных и птиц. Но в один трагический день Алтай срывается со скалы и разбивается насмерть, а Сулушаш тонет в озере, пытаясь спастись от свирепого льва. Убитый горем Кайсар бросается с обрыва.

Sputnik / Анатолий Устиненко«Шайтанколь», что в переводе с казахского означает «Чертово озеро»

Народная песня «Кусни-Корлан»

Трагические мотивы народной песни «Кусни-Корлан» заставляют сердца слушателей трепетать и переживать за тех, кто больше никогда не сможет воссоединиться. Так могут любить только вольные народы бескрайних степей — один раз и навсегда. Кусни и Корлан — имена дочерей богатого бая, в которых были влюблены все джигиты степи. Народный любимчик и певец Естай всем сердцем был восхищен красотой Корлан, но влюбленным быть вместе было не суждено. Корлан вышла замуж не по своей воле за богача и родила четырех детей. Естай всю свою жизнь хранил подаренное ею кольцо, которое осталось при нем даже после смерти.

Sputnik / Анатолий УстиненкоМотивы народной песни заставляют сердца трепетать и переживать за тех, кто больше никогда не сможет воссоединиться

Мавзолей Айша биби (XII век, город Тараз)

Мавзолей Айша биби по праву считается музеем-хранилищем орнаментальных сокровищ Центральной Азии. Массивные колонны длиной 3,4 м украшены красивейшими узорами и арабской вязью. » Осень… Тучи… Земля прекрасна», — такие слова высечены на одной из них. Гробница была воздвигнута батыром Караханом, который влюбился в дочь своего заклятого врага. По древней легенде Айша биби и Карахан, не получив благословения, бежали из родного аула, но жестокие стражники хитростью подложили в головной убор Айша биби ядовитую гадюку, которая укусила девушку. Перед смертью батыр понес невесту в ближайший аул к мулле и поклялся любить ее вечно. Рассказывают, что до самой смерти батыр Карахан, облачившись в белые одеяния, охранял могилу Айша биби.

Sputnik / Анатолий УстиненкоМавзолей Айша-Биби, (Жамбылская область)

Озеро Балхаш (юго-восток Казахстана, Балхаш-Алакольская котловина)

В чистых водах Балхаша, крупнейшего солёного озера в стране, погибли два любящих сердца, которые не смогли жить друг без друга. По древней казахской легенде, юная красавица по имени Балхаш из богатой семьи полюбила джигита-бедняка. Узнав об этом, в порыве злобы и ярости родной отец решает насильно выдать дочь замуж за другого и приказывает утопить возлюбленного Балхаш в озере. Узнав о жестокости отца, девушка накануне свадьбы решает прыгнуть в объятия волн и умереть вслед за любимым.

AFP 2021 / PATRICK BAZОзеро «Балхаш» с высоты птичьего полета

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть